Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 06:21

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Воспитательная деятельность классного руководителя начальной школы».
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г. Белинский.
Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах, - это прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Все это может сделать взрослый, и прежде всего учитель. Который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учитель начальных классов как классный руководитель работает в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Ребенок, переступивший порог школы, часто с трудом адаптируется к новым условиям жизни. К нему предъявляются много требований на уроке и во внеурочное время, а он ещё не имеет достаточных психологических ресурсов и даже физических сил для выполнения этих требований. В педагогике такое явление называется «школьный шок». Наступает шок у части детей по разным причинам; но одной из этих причин является следующее: нескладывающиеся отношения с новым детским коллективом. Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Именно в начальных классах классный руководитель сталкивается с так называемыми кризисами возраста и развития. В психологии, начиная с Л.С. Выготского, кризисы возраста рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как определенные качественные скачки, в результате которых психика ребенка поднимается на новый уровень. Отсюда ясно, что классный руководитель призван не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям 6-ти или 9-ти лет совершенно неуместен. Классный руководитель предусматривает новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяет содержание и формы работы с детьми. В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя начальных классов? Это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных особенностей, оказание по­мощи семье в воспитании ребенка. Классный руководитель планирует содержа­ние работы детского коллектива. Сразу следует отметить, что составление плана воспитательной работы с классом — это дело добровольное для классного руководителя. Не существует ни одного документа, где бы было оговорено, что этот план обязателен. Основная задача планирования — так орга­низовать жизнь детского коллектива в свобод­ное от уроков время, чтобы учащиеся добро­вольно, с большим желанием участвовали в раз­нообразных делах класса, учились быть са­мостоятельными, умели бы оценивать свои воз­можности и постоянно стремились к познанию самих себя. План воспитательной работы на­правлен на организацию деятельности детского коллектива как со стороны классного руководи­теля, так и со стороны самих детей. Так как младшие школьники еще не подготовлены к самостоятельному выполнению отдельных ви­дов деятельности, то с ними постоянно во внеурочное время занимаются старшие школь­ники, родители. Планирование воспитательной работы в на­чальной школе помогает классному руководите­лю так определить содержание деятельности детей, чтобы они с большим желанием участ­вовали во всех делах класса, проявляли позна­вательную активность и самостоятельность. При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, система деятель­ности школьного коллектива в целом. В школе большое внимание уделяется на­родным промыслам и их изучению, истории села, краеведению. Содержание деятельности учащихся началь­ных классов во внеурочное время — это преж­де всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети разви­ваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Все дело в том, что в учебных программах начальной школы заложен большой воспитательный и развивающий потен­циал во внеурочное вре­мя планировать большое количество бесед по нравственному, эстетическому воспитанию. Если учитель реализует в учебной работе развивающую и воспитывающую функции обу­чения, то внеклассная работа в виде праздни­ков, экскурсии, разнообразных викторин, конкур­сов смекалки, творческих мастерских, работы театра кукол и т. д. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Планирование классным руководителем со­держания, форм и методов внеклассной воспи­тательной работы проходит ряд этапов. Прежде всего классный руководитель изучает литерату­ру, в которой отражаются современные зада­чи обучения и воспитания младших школь­ников. Логика планирования требует и анализа предшествующей воспитательной работы с детьми, определения уровня воспитанности учащихся клас­са. Важно проанализировать, какими стали дети в ходе разнообразной жизни детского коллек­тива: добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны. Ана­лизируя результаты работы с классом, отмечаю не только положитель­ное, но и анализирую допущенные ошибки. Каждый год составляю план воспитательной работы и при этом его структуру и форму стараюсь делать самыми разнообразными. Составляю месячные и недельные воспитательные планы, анализирую предшествующий опыт воспитательной работы. Из этого вытекают конкретные воспитательные задачи на определенный отрезок времени жизни детского коллектива. На первое место встают задачи интеллектуального и нравственного, эстетического и физического развития детей. Конкретизирую эти направления с учетом воспитанности учащихся. Для успешной реализации выдвинутых вос­питательных задач уже в начальных классах планирование деятельности детского коллектива должно быть гласным. Обсуждение классных дел с ребятами создает в классе атмосферу взаимной ответственности, причастности каждого школьника к жизни класса. Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древнейших времен. В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Особенность мероприятий состоит в том, что на них обязательно должны присутствовать воспитание чувств, новые знания и обработка поведенческих навыков. С помощью музыки, литературы, наглядных предметов и особой теплоты человеческих отношений на занятии создается специфическая атмосфера. Использую разные виды деятельности: работу с художественной литературой, диалог, анализ ситуаций, беседы, игры, тестирование, творческие работы. Классные часы: «Мальчишеская сила: когда она хороша и когда она приносит огорчения», «Когда о человеке говорят, что он аккуратный», «Верность своему слову», «Дисциплинированное поведение: какие правила и требования содержит оно?», «Основные правила вежливого отношения к людям», «Бережливость и аккуратность украшает человека», «Что значит быть хорошим товарищем?», «Почему труд кормит, а лень портит?», «Волшебная сила слов и поступков». Одна из важнейших задач эстетического воспитания в нашем обществе — подготовка человека к восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленного на его охрану и созидание. В этом отношении никто не может принести такой пользы, как выращивание комнатных растений. Это по-настоящему красиво. Самая чистая и хорошо оборудованная классная комната покажется малопривлекательной, если в ней не будет живых цветов. А.С.Макаренко утверждал: «Я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею… Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Это очень важно». Создать у себя красивый и уютный интерьер с цветами под силу каждому учителю. Провожу беседы: «В сентябре лето кончается — осень начинается», «Праздник урожая», конкурсы стихотворений о природе по разным временам года, выставки рисунков «Волшебница Зима», «Краски Осени», «Как я вижу свою планету». Одна из составляющих современного воспитательного процесса является — экологическое воспитание. Важным средством эстетического воспитания является окружающая природа. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.п. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д. Ушинский: «...я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе .начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе я знакомлю детей со школьным садом, цветником, где учу видеть их красоту, их жизнь, различать их друг от друга, а также и сохранить их. Провожу экскурсии на лесопосадку: « Золотые краски осени », на колхозный сад и пруд « Чем красив наш край ». Экскурсия включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким необычным явлениям природы ( краски осенних листьев, краски полей, краски неба и пруда). Совместно на экскурсии ведется работа по развитию логического мышления (отгадываем загадки, вспоминаем выученные стихи), по прививанию трудолюбия, по развитию подвижности, собираем и приносим в класс осенние листья. Потом на уроке технологии из природного материала изготавливаем поделки и оформляю выставку работ учащихся. Уроки изобразительного искусства - одна из форм познания ребенком окружающего мира природы. Рисуют то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. Эта фиксация явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы, увидеть ее красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности. Известная и достаточная абстрактная формула: « чтобы любить природу, нужно ее знать» — приобрела четкое выражение. Поэтому знакомимся с цветами, деревьями, птицами, животными. Например: беседы « Лесные жители», « Разговор о животных и с животными», « Звери зимой», праздник « День птиц », «Мы тоже можем быть полезными природе», «Хлеб — всему голова», «Мир вокруг нас», «Планета заболела». Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе. Даю своим воспитанникам советы: передвигайтесь по посадке или вдоль речки тихо, осторожно, и вы сразу увидите и услышите много интересного и постепенно поймете, что в природе как говорил поэт Ф. Тютчев, есть душа, есть свобода, есть язык. Каждый уголок природы не оставляет школьников равнодушными, восхищая величием, гармонией, тонкой игрой многоцветья или наоборот, вызывая в их душе бурю недоумения и негодования. Это и вырубленные и поломанные деревья, и следы костра и обильного застолья. Поэтому в ходе экскурсии под руководством меня накапливаем материал для альбома (фотографии, рисунки, зарисовки о природе). Работа над альбомом обогащает память учащихся, развивает наблюдательность, позволяет взглянуть на природу родного края глазами первооткрывателя, художника, лучше осмыслить и понять красоту окружающего мира. Народные приметы или знания об изменениях в окружающей среде помогали не только жить с природой в ладу, но и познавать ее законы, учитывать их в трудовой деятельности. Поэтому дети младшего школьного возраста с особым интересом воспринимают народные приметы (чем больше роса, тем жарче будет день; месяц красен — к дождю; если гром гремит беспрерывно — будет град; жаворонок прилетел — к теплу; комары появились — сей рожь; ласточки низко к земле летают — жди дождя и т.д.) Процесс экологического воспитания учит правилам поведения в природной среде, а также выполнять их, благотворно влияет на развитие других качеств личности. Он способствует развитию мышления, эмоциональной речи, творческих способностей. Здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в начальной школе. Как гласит народная мудрость: « Здоровье дороже золота», «Здоровье на деньги не купишь». Поэтому я в начальных классах большое внимание уделяю теме « Здоровье». Уже в первые дни сентября провожу беседу « Мы в школе », где учу правильно сидеть, уметь сохранять красивую осанку. На уроках по два раза провожу физкультминутки с целью снять напряжение, усталость и больше включались в учебную деятельность. На каждом уроке СОЧ провожу 10-15 минутные беседы с целью формирования мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечения физического и психического саморазвития. Рассматриваю темы: «Дружи с водой»; «Забота о глазах»; «Уход за ушами, зубами, руками и ногами», « Забота о коже, как следует питаться, как сделать сон полезным, настроение в школе и после школы, поведение в школе, вредные привычки; мышцы, кости и суставы; как закаляться, обтирание и обливание». Провела устный журнал « Режим дня и здоровья ». Где ученики показывали фрагменты из режима дня, закрепляли знания правильно его организовать, как заботиться о здоровье. Проводила беседу «Как и чем мы чувствуем?», где рассматривала органы чувств и их функции, заполняли кроссворд по ним. Беседа «Мойтесь чаще, мойтесь чище!» — закрепление знаний о режиме дня. Урок здоровья « Путешествие в Королевство Здоровья », целью которого была пропагандировать здоровый образ жизни, стимулировать положительные эмоции. Закрепляла знания по разделам: школа здорового питания, самопознание через чувство и образ, безопасность детей на дорогах, двигательная активность, ослепительная улыбка на всю жизнь. Проводила занятия по профилактике курения: « Возвращение Гулливера», где доктор познакомил детей, что сигарета состоит из табака, который при сжигании образует дым, в котором огромное множество вредных веществ, как действуют на организм никотин, угарный газ и табачные смолы. « История с попугаем», где представила основные сведения о пассивном курении, рассказывала о влиянии курения на внешность человека. « Семья ждет Гулливера». Предоставила начальные сведения о здоровом образе жизни. « Поиграем в Гулливера», с целью формирования личной позиции в отношении курения. Проводила постановку кукольного спектакля, по мотивам рассказа «Возвращение Гулливера». Потом обсуждали «хорошие» и «плохие» поступки персонажей. На занятиях по профилактике наркомании рассматривала беседы по темам: «Злоупотребление алкогольными напитками», «Лекарственные препараты», с целью формирования представления о болезни — алкоголизм, показать каким образом злоупотребление алкогольными напитками влияет на внешний вид и самочувствие человека. Огромное нравственное значение в процессе воспитания приобретает личность учителя, его взгляды и убеждения. Характер тех отношений, которые возникают между педагогом и воспитанником. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ничто так не удивляет, не увлекает подростков… как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек… Ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине». Эти слова, безусловно, можно отнести к воспитанию школьников любого возраста. Своих первых воспитателей человек помнит всю жизнь, они ввели его в мир знаний, показали и помогли ему понять сложные явления природы и общественной жизни. Ребенок находится под прямым влиянием личности учителя, его характер. Мировоззрения, отношений с другими людьми. Обучение и воспитание-это два взаимосвязанных, взаимопроникающих процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание — это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям. Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, именно поэтому каждый учитель является как бы соавтором этой программы. Он использует ее в каждом новом классе по-разному, имея в виду многие факторов: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей, характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и школьными воспитателями. Эти факторы должны учитываться учителем и в процессе обучения, но их влияние на становление личности ребенка несколько меньше, чем в процессе воспитания. Результаты обучения легче обнаружить и сразу же внести необходимые коррективы в учебный процесс. Результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и великой любви, любви к детям, любви к своему делу. Для успешного поведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. А.С. Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…» У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница» — складывать книги в портфель, учить стихотворение, делать гербарий, помогать бабушке, хорошо относиться к младшим и т.д. — в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, с директором или завучем, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. В.А. Сухомлинский подчеркивал гуманное начало в воспитании. Отношения между учителем и воспитанниками должны строиться по типу самых высоких и бескорыстных нравственных отношений. Это возможно, если ребенок видит в учителе своего друга, единомышленника, если учитель может пережить с ним радость победы и горечь утраты. Ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность отношения к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии педагога. Учитель знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать у ребенка нелюбовь к школе, нежелание ее посещать, страх перед таким учителем заставляет детей лгать, быть неискренними. И потребуется много, много встреч с другими людьми, непохожими на такого учителя, чтобы изменить складывающиеся отношения к школе, к людям. Учитель не только дает знания, но и, что не менее важно, воспитывает отношение детей к знанию, к жизни и людям. А это значит, что учитель должен научить детей радоваться приобретению знаний, воспитывать умение вглядываться в окружающее, исследовать его. Воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.
Категория: Мои статьи | Добавил: солнце (14.07.2010)
Просмотров: 17772 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.3/13
Всего комментариев: 1
1 paytightihos  
0
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz